И снова о заветном романе
Роман Мастер и Маргарита Булгаков создавал с 1928 года до последних дней жизни. Было не менее шести редакций романа, а окончательное название появилось в 1937 году. Роман привлекает читателя не только необычным сюжетом, но и важными нравственными и философскими проблемами, поставленными в нем: смысл человеческого бытия, взаимоотношения художника и власти, свободы и насилия, выбор жизненной позиции.
Начало романа – это встреча Берлиоза и поэта Ивана Бездомного с Воландом, к которому они относятся настороженно, принимая его за шпиона и иностранца. С иронией автор описывает стремление Берлиоза и Бездомного убедить «иностранца», что все истории о Христе – выдумка, и он никогда не существовал. Забвение бога и вечных ценностей ведет к трагедии. В романе тесно переплетаются высокий драматизм, фантасмагория и сатира. Люди на протяжении веков мало меняются: неизменно стремление к легкой наживе, к красивой жизни. В блестящей сцене выступления свиты Воланда в Варьете, зрители ловят червонцы, а дамы меняют свою одежду и обувь на парижские наряды, но в результате люди остаются ни с чем. Показывая нечестность, пьянство, трусость, взяточничество и фальшь, писатель говорит о таких пороках общества и отдельного человека, которые присущи человеческой природе во все времена. Автор грустит, что такие таланты, как Мастер, не могут реализовать свои способности и не оценены по достоинству. В то же время в цене такие писатели, для которых важнее всего членский билет «МАССОЛИТа», дающий привилегии. Ивану Бездомному потребовалась встреча с Воландом, заключение в сумасшедший дом и знакомство с Мастером, чтобы понять, что он никакой не поэт, найти свое предназначение в изучении древней истории и культуры.
В структуре романа переплетается реальность и фантастика, комическое и трагическое, современность и история. Приход Воланда на землю показывает истинное лицо и земные страсти тех, кто забыл о Христе. Дьявол в романе показан как добрая сила там, где жизнь превратилась в ад. Но спасение людей и человечества должно прийти не от потусторонней силы. Это должен сделать сам человек, подобно тому, как Маргарита спасает Мастера, а тот Ивана Бездомного. Понтий Пилат тоже пытается спасти свою душу от вины за то, что не хватило мужества отменить казнь невиновного Иешуа. Он приказывает казнить Иуду, но спасти душу за счет убийства невозможно. Человека и его душу может спасти лишь он сам или другой человек, тогда и мир изменится.
|