М.А. БУЛГАКОВ
М.А. БУЛГАКОВ М.А. БУЛГАКОВ
М.А. БУЛГАКОВ


БУЛГАКОВСКАЯ МОСКВА
РОДНЫЕ И БЛИЗКИЕ
НАШИ ЛЮБИМЫЕ ПЕРСОНАЖИ
БУЛГАКОВСКИЙ ДОМ
КИЕВ-ГОРОД
«ЗАПИСКИ ЮНОГО ВРАЧА»

Новости, статьи

19.08.14 Михаил Булгаков – «человек – теплоход»

09.11.12 Конкурс на лучший проект

Архив

Иван Васильевич

«Иван Васильевич» - пьеса, созданная на основе пьесы "Блаженство" после того, как последняя была отвергнута московским Театром Сатиры и стала ранней редакцией И. В.

При жизни Булгакова не ставилась и не публиковалась. Впервые: Булгаков М. Драмы и комедии. М., Искусство, 1965.

Первую редакцию И. В. Булгаков создал в период с осени 1934 г. по конец сентября 1935 г. вместо отвергнутого "Блаженства". Еще в конце апреля 1934 г. написать пьесу об Иване Грозном (1530-1584), перенесенном в наши дни, (в развитие одного из мотивов "Блаженства") предложили драматургу актеры и режиссеры Театра Сатиры. 17 сентября 1934г. режиссер Николай Михайлович Горчаков (1898-1958) повторил просьбу, как зафиксировала в дневнике третья жена драматурга Е. С. Булгакова, "из "Блаженства" сделать комедию, в которой бы Иван Грозный действовал в современной Москве".

Начало работы над И. В. под этим названием вместо "Блаженства" впервые зафиксировано в дневнике жены драматурга 30 ноября 1934 г. 30 сентября 1935 г. первая редакция была закончена, и 2 октября Булгаков у себя на квартире прочел И. В. актерам и режиссерам Театра Сатиры. Комедия была принята, по выражению Е. С. Булгаковой, "с бешеным успехом" - "все радовались весело".

По цензурным соображениям в процессе подготовки к постановке Булгаковым была написана до апреля 1936 г. вторая редакция пьесы, где, в отличие от первой, все происходящее представлено как сон инженера Тимофеева. Были также устранены некоторые наиболее острые эпизоды, в частности, лекция о свиньях по радиорепродуктору и слова Тимофеева в финале, когда его арестовывает милиция: "Послушайте меня. Да, я сделал опыт. Но разве можно с такими свиньями, чтобы вышло что-нибудь путное?.."

Как и в "Роковых яйцах" и "Собачьем сердце", объектом сатиры оставалось невежество и безграмотность населения и власть предержащих. 17 октября 1935 г. Е. С. Булгакова описала в дневнике реакцию в Главреперткоме на И. В.: "Пять человек в Реперткоме читали пьесу, все искали, нет ли в ней чего подозрительного. Так ничего и не нашли... Замечательная фраза: а нельзя ли, чтобы Иван Грозный сказал, что теперь лучше, чем тогда?".

29 октября 1935 г. И. В. разрешили при условии ряда изменений и дополнений в тексте. 13 мая 1936 г. была проведена генеральная репетиция пьесы и сразу же после окончания репетиции последовал запрет И. В. В дневнике Е. С. Булгаковой сохранилась зарисовка этого печального события: "Генеральная без публики "Ивана Васильевича". (И это бывает - конечно, не у всех драматургов!) Впечатление от спектакля такое же безотрадное. Смотрели спектакль (кроме нашей семьи - М. А., Евгений и Сергей, Екатерина Ивановна (Буш, воспитательница Сергея, сына Е. С. Булгаковой) и я) - Боярский, Ангаров из ЦК партии, и к концу пьесы, даже не снимая пальто, держа в руках фуражку и портфель, вошел в зал Фурер, - кажется, он из МК партии.

Немедленно после спектакля пьеса была запрещена. Горчаков передал, что Фурер тут же сказал:

- Ставить не советую".

Явление партийного чиновника, запретившего И. В., было вполне в гофманском духе и удивительно напоминало явление сатаны-редактора в "Тайному другу" и "Театральном романе", написанных самим Булгаковым. Ничего мистического в запрете И. В., однако, не было. С одной стороны, сыграло свою роль снятие "Кабалы святош". С другой стороны, сам по себе И. В. имел мощный сатирический заряд.

Главный комический эффект заключался в том, что пьяница, сластолюбец, болван и прирожденный доносчик управдом Бунша оказывается вполне способен в другую эпоху выступить в роли могущественного Ивана Грозного, тогда как творец опричнины оказывается абсолютно беспомощным в роли советского управдома (тиранства Грозного здесь оказывается мало).

Мораль булгаковской пьесы заключалась в том, что в условиях деспотической власти во главе государства может оказаться любая посредственность, и при этом государственная машина все так же безжалостно будет перемалывать людей. Слишком явные и опасные (применительно к И. В. Сталину) аллюзии сделали И. В. нецензурным произведением.

Булгаков показал деградацию тирании в России со времен Грозного до советской эпохи, от жестокого и величественного царя Ивана до жестокого и жалкого управдома Бунши, который способен властвовать в Москве XVI века только с помощью умного жулика Жоржа Милославского - родного брата бессмертного Остапа Бендера.

В И. В. драматург, перефразируя вызвавшие неудовольствие Реперткома слова Бунши, рассказал "про советскую жизнь такие вещи, которые рассказывать неудобно". Автор пьесы не преувеличивал роль личности в истории (ничего принципиально не изменится, если царя заменить пьяницей управдомом), но, в отличие от своего любимого писателя Льва Николаевича Толстого (1828-1910), не отрицал ее вовсе. В комедии все преступления, казни и опричнину творит все же настоящий Иван Васильевич Грозный, а не внешне неотличимый от него управдом Иван Васильевич Бунша.



Рассказы М.А.Булгакова
ТАРАКАН
МНЕ ПРИСНИЛСЯ СОН...
ЛИКУЮЩИЙ ВОКЗАЛ
СВАДЬБА С СЕКРЕТАРЯМИ
КАРАУЛ!
ШПРЕХЕН ЗИ ДЕЙТЧ?
ДРОЖЖИ И ЗАПИСКИ

Ещё произведения

Ваша любимая экранизация по М.А.Булгакову:
Собачье сердце
Дни Турбиных
Мастер и Маргарита
Роковые яйца
Рождение великого писателя | Он стал писателем | Личность | Возвращение с Кавказа и Москва | Демонизм его творчества | Интересный факт | В наркотическом рае | Его | Смертельный роман | Трагедия его героев
masterapera.ru  •  info@masterapera.ru

Rambler's Top100